Ист ВВт
Роль водного транспорта в истории России.
В истории Российского государства значение водных путей трудно переоценить. Реки были первыми путями, по которым люди общались друг с другом, узнавали новые страны, знакомились с культурой других народов. По рекам пролегали торговые пути, здесь строились новые поселения, и именно реки обусловливали их рост и превращение в крупные города, промышленные и торговые центры.
История судостроения уходит в глубокую даль веков, в те древние времена, когда человек впервые догадался, что по воде можно передвигаться, держась за ствол упавшего дерева, а управлять им удобнее, если освободить его от ветвей и коры, выдолбить из ствола челн, снабдить его веслом и рулем...
Древнейшие деревянные суда: челны, ладьи, струги, дощаники, барки, знаменитые расшивы явились той основой, на которой в более поздние времена создавался российский торговый, пассажирский и военный флот.
Еще в XVII веке во времена царствования Алексея Михайловича на Оке в селе Дединове было положено начало строительству российского военного флота. Осенью 1667 года здесь было спущено на воду большое двухпалубное военное судно - фрегат “Орел”, вызывавший удивление и восхищение современников.
Целую эпоху в развитии флота России составило царствование Петра I. Флот был его любимым детищем, в создание которого Петр вложил весь свой недюжинный ум и огромную энергию.
20 октября 1696 года по настоянию Петра Боярская дума издала “приговор" (указ), который постановлял “Морским судам быть”. Это важное историческое событие вывело Россию в ряд морских держав. С этого дня ведется отсчет истории флота России, который отмечает в 1996 году свое трехсотлетие.
Новой вехой в истории развития водных путей, судоходства и судостроения в стране явилось царствование Екатерины II. Императрица уделяла этой отрасли колоссальное внимание. В 1767 году Екатерина совершила путешествие по Волге от Твери до Казани на специально построенной для этой цели галере “Тверь”. Ознакомившись с состоянием водного хозяйства, императрица предприняла ряд мер, способствовавших развитию водных путей, судостроения, сохранению лесных массивов, строительству водяных мельниц и других сооружений на реках. Не только речные, но и морские суда строились в этот период на Волге, Каме, Вишере, Чусовой, Вятке, Белой, Северной Двине, Днепре, Припяти, Березине, Онеге, на сибирских реках.
В середине XIX века, с началом парового судоходства в России наступил подлинный расцвет пароходостроения для рек и морей. Развитие промышленности и городов, достижения науки обусловили создание парового флота и появление различных по своему назначению судов: буксирных, пассажирских, грузовых, наливных и других. Подлинный переворот в судостроении вызвал разработанный великим русским ученым Д. И. Менделеевым способ перевозки нефти и нефтепродуктов, получивший в мире название “менделеевский'"1.
В начале XX века в Сормове на Волге были построены первые в мире дизель- электроходы “Вандал” и “Сармат”. Россию по праву можно считать родиной теплохо- достроения.
Многовековой опыт строительства судов и судоходства, достижения ученых, изобретателей, строителей судов стал базой для создания современного российского флота. Современный речной флот России располагает грузовыми судами общим тоннажем 14,8 млн. тонн, из них 1,5 млн. тонн приходится на суда смешанного “река-море” плавания. Этими судами ежегодно перевозится свыше 18 млн. тонн внешнеторговых грузов в более 550 портов 30 стран Европы, Азии и Африки. Высокомеханизированные погрузочно-разгрузочные работы выполняются более чем в 100 портах; обслуживают пассажиров свыше 100 вокзалов и 500 павильонов. Судостроительно-судоремонтную базу отрасли составляют 113 промышленных предприятий.
Естественные пути - реки и озера Волжского, Камского, Северного, Печорского, Енисейского, Обского, Обско-Иртышского, Ленского, Амурского и Восточно-Сибирского бассейнов вместе с искусственно созданными гидротехническими системами: Беломорско-Балтийским каналом (1933г.), каналом имени Москвы (1937 - 1941гг), Волго- Донским судоходным каналом (1952 г.), Волго-Балтийским водным путем (1964г.), гидроузлами Волги и Камы составляют около 100 тыс. километров эксплуатируемых путей.
Более 6 тысяч километров входят в единую европейскую систему с гарантированными глубинами, обеспечивающими безопасность плавания современных судов. Эта система соединила порты пяти морей: Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского, что послужило основой для развития межбассейновых и международных перевозок, туристских круизов, а Москва стала портом пяти морей.
В предлагаемом альбоме представлена краткая история развития Российского речного флота - от древнейших челнов до современных грузовых и пассажирских судов. Исторические факты остаются неизменными, нынешнее же состояние флота меняется постоянно. Строятся в стране и закупаются за рубежом новые суда; изменения в политической жизни вызывают необходимость создания и.реконструкции новых торговых ворот России - южных и северных портов.
Огромную роль в развитии отечественного речного флота призвана сыграть утвержденная правительством Программа возрождения торгового флота России. Программой предусмотрено строительство и модернизация 1800 судов различного назначения, увеличение мощностей 17 речных портов на перегрузку 22 млн. тонн грузов, развитие и реконструкция 16 промышленных предприятий для строительства судов внутреннего и смешанного ‘‘‘’река-море” плавания.
Для реализации Программы предполагается широкое использование отечественных и иностранных инвестиций, собственных средств судоходных компаний, грузополучателей и грузоотправителей.
Реализация Программы позволит решать задачи, стоящие перед современным речным транспортом в условиях глубоких преобразований экономики страны.



Russia's waterways have always played a vital role in the nation's history. As a matter of fact, rivers were the first routes that enabled people to trade with each other, to travel to other countries and acquaint themselves with the cultures of other nations. The Russian rivers as trade routes were used, encouraging the establishment of new villages and towns at their banks. It was precisely our rivers that ensured the subsequent growth of those settlements which later evolved into sprawling cities, industrial and commercial centres.
The histoiy of ship-building dates back to those ancient times when man first found out that he could navigate water by holding on to a log. In due time, our ancestors learned that such logs could be more easily controlled by stripping them of bark, twigs and branches. Eventually, they began to build dug-outs and canoes, equipping them with oars and rudders.
Those ancient wooden ships: “chelns", “ladyas", “strugs", “doschanics", famous “rasshivas" formed the backbone of the ancient Russian merchant marine, passenger fleet and navy.
In the reign of tzar Alexei Mikhailovich at Dedinovo village on the Oka River a basis for Russian navy was laid by building in 1667 a twin-deck sailing ship Orel which aroused admiration of contemporaries.
The reign of Peter the Great constituted an important period in the Russian fleet's histoiy. The bright and energetic young tzar regarded the navy and merchant marine as his favourite brainchild and made eveiy effort to create it.
Tzar Peter insisted that the Boyar Duma pass a decree setting up a sea-going fleet, on October 20, 1696. That important histoiy-making act placed Russia among the world's maritime powers. The Russian fleet is to mark its 300th anniversaiy in 1996.
Catherine the Great's reign set yet another milestone in the histoiy of Russia's watei-ways, shipping and its shipbuilding industiy. The empress regarded that sector as a top-priority issue. In 1767 she boarded the custom-made Tver galley travelling along the Volga River from the town of Tver to Kazan. After familiarising herself with the state of the empire's river fleet and related infrastructure Catherine adopted a set of measures to promote the development of Russia's watei-ways and shipbuilding industiy. Those measures also made it possible to save vast forest tracts and to build water mills and other river facilities. At that time not only river-going but also sea-going ships were built on the Volga, Kama, Vishera, Chusovaya, Vyatka, Belaya, Northern Dvina, Dnieper, Pripyat, Berezina and Onega rivers and on the Siberian rivers.
The heyday of the Russian steamship industiy started in the middle of the XlXth century with launching numerous steamships for river and sea shipping. Industrial and urban development as well as impressive scientific-and-technological achievements, helped the country create a huge steamship fleet that included tugs, passenger liners, cargo vessels, tankers, etc.
Prominent Russian inventor Dmitri Mendeleev revolutionised the national ship-building industiy by suggesting his own patented oil-and-petroleum transportation method called in the world “the Mendeleev method".
The world's first diesel and electric-powered ships, the Saimat and the Vandal, were launched at Sormovo, on the Volga River, at the turn of this century. Their development peimits this country to rightfully be called the motherland of diesel-powered shipbuilding.
The creation of the present-day Russian fleet was ensured by centuries of shipping and shipbuilding experience as well as by various scientific achievements, inventions and unique shipbuilding methods, etc.
Today, the Russian river fleet operates cargo vessels with a total displacement of 14.8 million tons. Annually these ships cany over 18 million tons of foreign-trade cargoes to more than 550
A network of 113 industrial facilities constitute the shipbuilding and shiprepairing industry of the river transport.
Russia has around 100,000 km of operable waterways which include all kinds of lakes and rivers in the Volga, Kama, Northern, Pechora, Yenisei, Ob, Ob-lrtysh, Lena, Amur and East- Siberian basins as well as man-made canals and a system of locks. Such canals include the Belomorsko-Baltiysky Canal (built in 1933), the Moskva-Volga Canal (developed between 1937-1941), the Volgo-Don Canal (1952) and the Volgo-Baltiysky Waterway (1964), the Volga and Kama waterway junctions, etc.
Over 6,000 kilometres of the quaranteed depth waterways providing for safe operation of modern ships make part of the single European system. This system had linked the ports of five seas, namely, the Black Sea, the Azov Sea, the Caspian Sea, the White Sea and the Baltic Sea which boosted the development of inter-basin and international transfers and tourist cruises. It is therefore little wonder that Moscow is known as a Port of Five Seas.
This edition offers an insight into the history of the Russian river fleet's development - from ancient “t heIn” to modern cargo vessels and passenger liners.
History can not be changed. Still this does not apply to the Russian river fleet whose state keeps changing all the time. This country continues to launch new-generation vessels, while acquiring foreign-made ships as well. Political changes call for the construction and modernisation of Russia's southern and northern ports which will be expected to serve as our country's new merchant gateways.
The government has already endorsed a programme for reviving the Russian merchant marine which is called upon to play a major part in the development of the national river fleet. The programme envisages the construction and modernisation of 1,800 vessels of different destination. Apart from that plans call for boosting the cargo handling capacity of 17 local river ports to reach 22 million tons a year, for expanding and modernising 16 industrial enterprises, launching river- and sea-going ships.
To implement the programme it is supposed to attract substantial domestic and foreign investment, assets of shipping companies, consignors and consignees.
t\ |
